14 Лет
Вот уже 14 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Консультации по часто задаваемым вопросам

26 Марта 2020

Елена

Добрый день. Какой адрес опекуна является местом жительства : 1-место постоянной регистрации/прописки ? 2-Место , где преимущественно проживает опекун где имеется временная регистрация ? В этом же городе зарегистрирован проживает и обучается подопечный ребёнок. Спасибо

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

 

Консультативная служба сайта.

26 Марта 2020

Елена

Добрый день. Обстоятельства дела: Ребёнок - гражданин Рф, зарегистрирован , проживает и учится г Москва. Разрешение на предварительную опеку выдано органом опеки г Москва. Я - гражданка РФ, зарегистрирована на территории другой области- (квартира в собственности ). Временная регистрация Москва, договор найма жилого помещения -г Москва. Работаю в г Москва. Преимущественное проживание г Москва. Пр месту своей постоянной регистрации бываю раз в три года (на 2-3 дня). На данный момент органы опеки Москвы отправляют меня по месту постоянной регистрации- ссылаясь на то что они не выдают заклбчение по месту моей временной регистрации. Органы опеки по месту постоянной регистрации отправляют в Москву , ссылаясь на то что место моего преимущественнооо проживания Москва, место регистрации ребёнка Москва. В какой орган опеки нужно подавать пакет документов для разрешения /назначения меня быть постоянным опеКаном ? На какую статью с законе стоит указать органам опеки для разрешения вопроса в данной ситуации ? Спасибо

В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка или выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями или заключение о возможности стать опекунами.

При решении вопросов по опеке и попечительству, а также при усыновлении, органы опеки и попечительства должны исходить из того, что указанные отношения не исчерпываются выдачей заключения о возможности быть опекуном, попечителем или усыновителем, а включают в себя, помимо прочего, контроль со стороны органа опеки и попечительства за условиями жизни подопечного или усыновлённого ребёнка. В целях подготовки вышеуказанных заключений орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни данных граждан Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исследование условий жизни гражданина по адресу, где он зарегистрирован по месту пребывания или жительства, но фактически не проживает, и проживать с ребёнком, передаваемым ему, не планирует, при отсутствии обследования жилищно-бытовых условий в том жилом помещении, куда фактически будет передаваться ребёнок, не позволит органу опеки и попечительству сделать полноценный вывод о возможности данного гражданина быть опекуном (попечителем) или усыновителем.

Исходя из этого, вопрос о том, соответствует ли тот или иной гражданин требованиям, установленным для опекунов, попечителей или усыновителей, должен решаться органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина, учитывая тот факт, что именно в это жилое помещение будет передан ребёнок (под опеку, попечительство или усыновлен).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно статье 4 Семейного кодекса Российской Федерации к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

На основании анализа положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует вывод о том, что регистрация по месту жительства либо по месту пребывания не входит в понятие «место жительства», а является лишь доказательством, подтверждающим фактическое проживание гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике.

Таким образом, органу опеки и попечительства при обращении граждан, выразивших желание стать опекунами, необходимо руководствоваться статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Действия органов опеки и попечительства обжалуются гражданами в судебном порядке. При этом суды, руководствуясь положениями статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, как правило, принимают решения в пользу граждан.

 

Консультативная служба сайта.

25 Марта 2020

Лейла

Добрый день, Я хотела бы узнать, может ли усыновить ребенка иностранная пара?как происходит в этом случае усыновление?какие документы им необходимо предоставить?

Вопросы компетенции в рамках юридического оформления процедуры усыновления (в том числе иностранного усыновления) в Российской Федерации регулируются Семейным Кодексом Российской Федерации (СК РФ), Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (постановление № 275), а также Порядком формирования, ведения
 и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. № 101 (Порядок, Приказ № 101).

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если
не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства
и места жительства этих родственников.

Представлять интересы иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей
на усыновление на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору на территории Российской Федерации лично через представительство иностранного государственного органа:

а) заявление о своем желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям, по форме, приведенной в приложении
№ 12 к Порядку;

б) заполненный раздел 1 анкеты гражданина по форме, приведенной в приложении № 11 к Порядку;

в) обязательство поставить в установленном порядке на учет
в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка по форме, приведенной в приложении № 16 к настоящему Порядку;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка по форме, приведенной в приложении № 17 к Порядку;

д) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является, об условиях его жизни
и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя) по форме, приведенной в приложении № 14 к Порядку, и в порядке, установленном пунктом 22 Положения о деятельности органов
и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей
на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 4 ноября 2006 года № 654;

з) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет
в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка по форме, приведенной в приложении № 15 к Порядку, и в сроки, установленные Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации
и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 марта 2000 года № 275;

и) документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (удочерители), подтверждающий отсутствие
в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (предоставляется в случае обращения лица, не состоящего в браке);

к) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е» - «и» пункта 39 Порядка;

л) копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), оформленного в соответствии
с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства
к подобным документам;

м) копию программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители (удочерители);

н) документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ.

Согласно пункту 42 Порядка иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося его родственником, кроме документов, предусмотренных пунктами 39 - 41 настоящего Порядка, представляет в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие факт своего родства с усыновляемым ребенком.

В соответствии с пунктом 43 Порядка все документы, представляемые согласно пунктам 39 - 41 Порядка, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 269 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Согласно части 1 статьи 271 ГПК РФ к заявлению об усыновлении, поданному
в суд, должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга
или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата
в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления
об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно части 3 статьи 271 СК РФ к заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются указанные выше документы, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители,
об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Согласно статье 165 СК РФ усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 - 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей
128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 - 133 СК РФ
с учетом положений международного договора Российской Федерации
о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

 

Консультативная служба сайта.

25 Марта 2020

Суверина Евгения Александровна

Явлюсь приемным родителем. Несовершеннолетняя (16 полных лет) моя опекаемая имеющая статус ребенка-инвалида до 18 лет от психиатров,22.02.2020 родила ребенка. На новорожденного я оформила опеку по заявлению(безвозмездная),вчера получила соответствующий приказ мин.образования на руки. Фактически мать ребенка осуществлять за ним уход не может,ко всему прочему она ещё и обучается(академ не брали)на дневном бюджетном в колледже,сейчас я планирую уходить в отпуск по уходу за младенцем. Ребенку на сегодня 32 дня,по месту работы мне утверждают,что до исполнения 70 дней данный отпуск не предоставляется,должен быть больничный лист. Ни наш юрист,ни юрист нашего центра поддержки приемным родителям с подобными случаями не сталкивались,консультации дать затрудняются. Вопрос: 1)имеет ли прраво опекун в моей ситуации на получение листа нетрудоспособности до исполнения 70 дней малыша ,если да,то какое учреждение его должно мне выдать и на основании какого закона или положения(приказа),статьи или пункта.2) имею ли я право на отпуск по уходу за младенцем до достижения 70 дней,если больничный не положен т.к я не усыновитель.(закон,статья).Спасибо.

Исходя из содержаний статей 255 и 257 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), отпуска по беременности и родам предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности, а также работникам, усыновившим ребенка.

Согласно положениям статьи 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть предоставлен матери по ее письменному заявлению, отцу ребенка, бабушке, дедушке, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком.

При этом не ограничивается право опекуна на предоставление ему отпуска по уходу за ребенком с момента назначения опеки над ребенком.

Отказ работодателя в предоставлении отпуска может быть обжалован в судебном порядке.

Для получения дополнительных разъяснений, Вы можете оставить обращение на официальном сайте Федеральной службы социального страхования Российской Федерации (www.fss.ru) или позвонить на «горячую линию» регионального отделения службы. Контактные данные отделений также размещены на сайте Федеральной службы социального страхования Российской Федерации

 

Консультативная служба сайта.

22 Марта 2020

Саламова Наталья Ивановна

Доброго времени суток. У меня на руках разрешение на 1 ребенка возможно с братом или сестрой. В базе увидела двойняшек и у них ещё есть брат и сестра. Отдадут ли мне с таким заключением всех четверых? Спасибо

Органы опеки и попечительства для принятия такого решения должны будут внести изменения в Заключение о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем), так как в Заключении указывается количество и состояние здоровья детей, которые могут быть приняты в семью на воспитание. При этом орган опеки и попечительства должен будет оценить способность гражданина к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) уже не двоих, а четверых детей.

 

Консультативная служба сайта.

Задать вопрос

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

06 Апреля 2020

Переход на удаленную работу затронул не только сотрудников НКО, но и волонтеров. Люди, постоянно посещающие детские дома, интернаты и дома престарелых, теперь лишены этой возможности. Но и в этой непростой ситуации волонтерам удается не терять контакт с подопечными. «Филантроп» поговорил с несколькими волонтерами о том, как меняются отношения и как их сохранить.

03 Апреля 2020

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации большое внимание уделяется внедрению различных форматов работы дистанционного характера. Одним из таких проектов является «Видеоанкета кандидата в приемные родители: как рассказать ребёнку о себе», направленный на помощь в семейном устройстве детей-сирот через их удаленное знакомство и первое общение с потенциальной приемной семьей.

02 Апреля 2020

В девяти российских регионах сироты, которые имеют право на бесплатное жилье, ожидают его более 20 лет. Об этом говорится в отчете, опубликованном на сайте Счетной палаты.

30 Марта 2020

Член Eurochild, Флоренс Кёндеринк рассказывает, как COVID-19 может повлиять на детей, находящихся в системе альтернативного ухода (в интернатных учреждениях).